Про ГОСТы, ОСТы и ТУ. Часть II (07.11.2018)

В наследство от СССР РФ досталась уже измененная в соответствии с реалиями того времени система государственной стандартизации, которая стремилась отвечать требованиям не только новых технологий и материалов, но и изменяющейся политике экономического развития.
В 1992 году Постановлением Правительства РФ от 25 декабря № 1019 было установлено, что Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации и является правопреемником Государственного комитета Российской Федерации в рассматриваемых областях.

В этом же году принимается новое Положение о ГСС. 
ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения (действовал до июля 2005 г). В общем, с некоторыми изменениями новое Положение повторяло Положение ГСС СССР. Скажем, в части задач и целей стандартизации, направленной на создание базы нормативно-технической  документации производств все также определяющими являлись требования к качеству продукции, а также контроль за правильностью использования документации.

В части нормативных документов по стандартизации, действующими были:

 
- новые ГОСТы РФ,  международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

- стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

- стандарты бывшего Союза ССР не противоречащие действующему законодательству.

 
В организационном плане система документации государственной стандартизации вне зависимости от органа, разработавшего тот или иной стандарт (ТУ) подчинялась определенным требованиям, эти требования касались разработки, согласования, утверждения и применения стандартов, при этом вся нормативно-техническая документация подлежала регистрации на разных уровнях: ГОСТы - в гостандарте, ОСТы - в соответствующих ведомствах, ТУ - на предприятии.

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов (действовал до июля 2005 г), рассматривавший вопросы разработки государственного стандарта, его принятия, обновления и отмены.

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий (действовал до апреля 1994 г), устанавливал порядок согласования, утверждения и учетной регистрации технических условий на народнохозяйственную продукцию (услуги) и изменений к ним.

-  
ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения (действовал до апреля 1994г), касавшийся вопросов разработки порядок  и применения стандартов предприятия.

И ряд других. Со временем положения, указанные в этих ГОСТах, претерпевали  изменения, но обязательность исполнения требований к документации указанных в них, оставалось неизменным.

Первым документом высшего юридического уровня в области стандартизации РФ стал 
ФЗ № 5154-1  «О стандартизации» от 1993 года (действовал до 2003 г), который устанавливал правовые основы стандартизации, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественных объединений и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Положения  Закона были обязательны для исполнения всеми. Так же Закон закрепил принцип  обязательных и рекомендуемых требований, впервые обозначенный в Постановление Совмина СССР "О совершенствовании организации работы по стандартизации в СССР" от 1990 года.

Принятие Закона вызвало необходимость изменения организационной нормативной базы стандартизации. Были приняты:

-  
ГОСТ 2.001-93 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Общие положения (действовал до июня 2014 года), отменявший действие еще советского ГОСТ 2.001-70 , касавшийся определения, назначения, области распространения, классификации и правил обозначения межгосударственных стандартов, входящих в комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), а также порядка их внедрения.

ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения (действовал до июля 2005 г) заменил ГОСТ Р 1.4-92 и расширил свое действие в части стандартов отраслей, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

-  Порядок согласования и утверждения технических условий на народнохозяйственную продукцию (услуги) регламентировали правила 
ПР 50.1.001-93 (действовали до июля 1996 г).

Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ в СССР
 
ОСТ 34 005-75 Технические условия. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации 

ОСТ 108.001.07-80 Технические условия. Порядок согласования, утверждения и государственной регистрации

-  
ГОСТ Р 1.10-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации и информации о них (действовал до января 2003 г) , который разграничил понятия обязательности и добровольности применения нормативных документов в области стандартизации.

Правила и Рекомендации
 
Правила (ПР) - документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации (Р) - документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ.

При этом

Правила, имеющие межотраслевую (межведомственную) область применения, принимают и вводят в действие постановлением Госстандарта России и при необходимости регистрируют в Минюсте России.

Рекомендации принимают и вводят в действие решением руководства Госстандарта России (постановлением, приказом, распоряжением, личной подписью).

 
Проверку соблюдения обязательных требований правил осуществляют в порядке государственного контроля и надзора территориальными органами [центрами стандартизации и метрологии (ЦСМ)] Госстандарта России, а также их разработчиками в порядке авторского надзора.
 
- ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия  (действовал до апреля 2017 г), отменявший действие  ПР 50.1.001-93 и устанавливающий общие правила построения, изложения, оформления, согласования и утверждения технических условий (ТУ)* на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.). Не смотря на изменения, в части увеличения обязательных правил, в главном требования ГОСТа  не изменились: ТУ по прежнему являлись  техническим документом, который разрабатывался по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, и согласовывался либо приемочной комиссией, либо органами государственного контроля и надзора.

С одной стороны изменения в базе нормативно-технической документации 90-х годов (переходного этапа к рыночной экономике) в области стандартизации были направлены на разбюрократизацию процесса стандартизации и скорейшему выводу на рынок новой еще не стандартизированной продукции, с другой стороны несовершенство нормативной базы ГСС позволило недобросовестным производителям наводнить рынок продукцией низкого качества. В начале 2000-х переход к рыночной экономике в основном завершился, что требовало очередных изменений - новые условия требовали новых организационных мер.

Уже в  2001 году ужесточаются требования к ТУ на пищевую продукцию. 
ГОСТ Р 51740-2001 Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению  (действовал до января 2018 г). Во-первых, указывалось в каких случаях возможно использование ТУ:

ТУ разрабатывают в следующих случаях
 
- при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации , общих технических условий или технических условий;

- при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту.
Во-вторых, ужесточался порядок регистрации - вменялась обязательность прохождения экспертизы и согласования с Госстандартом и с Санэпидемнадзором.

Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ на пищевые продукты

ТУ на пищевые продукты перед их утверждением подлежат обязательному согласованию с территориальными органами исполнительной власти по государственному санитарно-эпидемиологическому и ветеринарному надзору (для продуктов животного происхождения), а также территориальными органами исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - территориальными органами Госстандарта России).

 
Согласование ТУ с территориальными органами по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору проводят по результатам экспертизы на соответствие ТУ требованиям к пищевым продуктам, которые приводятся в порядке, установленном Минздравом России.
 
Согласование ТУ с территориальными органами Госстандарта России подтверждается экспертным заключением о соответствии ТУ требованиям настоящего стандарта, а также о полноте и правильности ссылок на государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, их транспортированию, хранению и применению, правилам приемки, методам отбора проб и испытаний.

Экспертное заключение территориального органа Госстандарта России оформляется на официальном бланке территориального органа, подписывается специалистом, проводившим экспертизу ТУ, и утверждается руководством территориального органа.

Согласование ТУ с территориальным органом Госстандарта России подтверждается специальным штампом, проставляемым на каждом листе ТУ и на каталожном листе продукции.

 
Позже, в 2003 году к этому ГОСТу добавится еще один ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (действующий), обязывающий предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В 1992 году, когда вводился в действие 
ГОСТ Р 1.0-92 в пункте о нормативной документации появилось новое понятие - Регламент -  документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти.

Технический регламент

 
Технический регламент - регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию и этикетированию, либо быть целиком посвящен этим вопросам. Соблюдение технического регламента обязательно.

Примечания

1. К техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации, в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований.

2. Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например: обязательные требования государственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

 
В последующем вопрос применимости регламентов пытались проработать как в  ФЗ № 5154-1  «О стандартизации» от 1993 года, так и в других ГОСТах 90-х годов, но многоплановость задачи требовала принятия нового закона, так в  2002 году был принят ФЗ РФ №184 «О техническом регулировании»  (действующий), заменивший положения закона о стандартизации 1993 года. Новый Закон регламентировал весь спектр отношений, возникающих при осуществлении стандартизации, устанавливал цели и принципы стандартизации, упорядочивал документы в области стандартизации, предьявлял требования к порядку их разработки и применения, а также определял функции органов по стандартизации.

Уровни стандартизации

 

Согласно закону требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими
регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.
 В
 комментариях к закону говорится:

О введении  ФЗ РФ №184 

 
Ранее существовавшие элементы систем технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не образовывали единую систему взаимоувязанных мер, обеспечивающих создание качественных и безопасных продукции и услуг для граждан и государства. Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточна в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.
 
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимальные необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, ядерную и радиационную безопасность, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, электромагнитную совместимость и единство измерений.

Технический регламент также может предусматривать особые требования к продукции, процессам (методам) производства и эксплуатации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (например, инвалидов).

Обязательные технические требования могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Процедура разработки технических регламентов обеспечивает учет общественных потребностей в области установления требований к продукции (мнения предпринимателей и иных заинтересованных лиц), объективность и прозрачность требований, что соответствует положениям документов ВТО.

Декларирование соответствия применяется только в случае обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларацию о соответствии может принимать изготовитель (продавец) либо на основе собственных доказательств, либо на основе собственных доказательств и доказательств, представленных иными лицами.

Декларация регистрируется в уведомительном порядке.

Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, исполнителей, продавцов) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям, перечень которых определяется договором между заявителем и органом по сертификации. Соответствующие системы добровольной сертификации и знаки соответствия систем добровольной сертификации подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в уведомительном порядке.

Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, предусмотренных техническими регламентами.

 
Это закон и по сей день вызывает споры, так как он изменил правовой статус стандартов. Стандарты производства стали добровольными - обязательность их наличия указывалась только при включении условий об этом в договоре. Обязательность требований к продукции устанавливалась в техническом регламенте. Можно выделить несколько ограничительных сфер технического регулирования в рамках системы технических регламентов:

- Техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;

- Техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

- Техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;

- Техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

 
Основным принципом новой системы технического регулирования стало ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.), что нашло отражение в ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (действовал до июля 2013 г). 

Обязательные требования к объектам технического регулирования, составляющие основу технического регламента, указывают, что это должны быть требования, обеспечивающие:

 
-безопасность жизни и здоровья граждан;

- безопасность имущества физических и юридических лиц;

- безопасность государственного и муниципального имущества;

- безопасность в области экологии;

- безопасность жизни и здоровья животных и растений;

- безопасность объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают так же минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность,химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, единство измерений (ст. 7,п.1).

За время действия ФЗ в целях его совершенствования неоднократно вносились изменения и поправки, а так же выпускались 
Методические рекомендации по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.Приказ от 12 апреля 2006 года N 78 (отменены на на основании приказа Минпромторга России от 21.07.2017 N 2380, утвердившего новые рекомендации), что говорит о том, что совершенствование нормативной базы в области стандартизации продолжается.

На сегодняшний день в РФ действует
 57 технических регламентов, из низ 33 регламента Таможенного союза (из них 9 на пищевую продукции) и 24 регламента РФ (из них 3 на пищевую продукцию).

С 2004 по 2014 гг руководителем 
Россстандарта (Ростехрегулирования) был Григорий Элькин. Считается, что именно он, как сторонник советской системы обязательной государственной стандартизации, тормозил и затягивал принятие технических регламентов, которые должны были заменить прежние ГОСТы. Говорят, что Элькин боялся потерять влияние и контроль Росстандарта в этой сфере. Однако, принятое в 2004 году Положение  О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (действующее) говорит о том, что агенство имело и до сих пор имеет значительные полномочия по контролю за соблюдением установленных норм.

30.07.2013 
 Г. Элькин Стандарты подгонят по линейке. Российскую нормативно-техническую базу гармонизируют с международной.

17.09.2013 
Г. Элькин Знак на глобусе.Нормативы Международной организации по стандартизации поднимут конкурентоспособность российских продуктов на мировом рынке.

В течение первого десятилетия 2000-х, в соответствии с законом "О техрегулировании" подверглись изменению стандарты базы нормативно-технической документации:

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (действовал до января 2015, заменил ГОСТ Р 1.2-92), устанавливал правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций ((НСт). Общие положения (действующий с 2005-07-01, заменил ГОСТ Р 1.4-93), определяющий общие положения при разработке и применении стандартов организаций (национальных стандартов), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц, разрабатываемые  этими организациями .

Согласно ГОСТу, стандарты организаций могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

И другие.

Если обобщить документы по стандартизации 90-х и начала 2000-х годов, то основной упор в них был направлен на развитие и выпуск конкурентноспособной продукции. С одной стороны это позволило увеличить ассортимент и разнообразить ценовую линейку производимой продукции, но качество при этом не редко страдало. Возврат к проблемам качества возобновился в начале 2-го десятилетия 2000-х годов. 

ГОСТ Р 1.0-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения (действующийпринят взамен ГОСТ Р 1.0-2004, вступил в действие 2013-07-01), изменения в подходе к производимой продукции отражены на уровне целей и задач стандартизации

Российской Федерации стандартизация осуществляется в целях:

 
- содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

- снижения неоправданных технических барьеров в торговле;

- улучшения качества жизни населения страны;

- установления технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;

- обеспечения обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;

- повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);

- обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;

- содействия развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;

- предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение;

- создания национальной системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;

- содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;

- содействия трансферту наилучших лабораторных практик;

- участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации;

- расширения применения информационных технологий в сфере стандартизации.

 
При проведении в Российской Федерации стандартизации решают следующие задачи:
 
- устанавливают (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, которые позволяют ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;

- создают условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;

- осуществляют модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;

- содействуют взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;

- повышают роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;

- осуществляют добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;

- осуществляют применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны;

- осуществляют координацию разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Для содействия экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации решают следующие задачи:

- сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;

- реализацию скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;

- установление единых требований к продукции на экспортных рынках;

разработку единых классификаторов и каталогизацию продукции.
 
Конечно, развитие производства конкурентноспособной продукции не исчезло, но изменилась суть - теперь правительство намерено способствовать развитию не просто конкурентноспособной продукции, но и качественной продукции.

Летом 2014 года Распоряжением Правительства Российской Федерации Абрамов Алексей Владимирович был назначен Руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Росстандарт. Предыдущий руководитель агентства Григорий Элькин другим распоряжением был освобожден от должности «в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта». Новый руководитель, в соответствии с новой задачей, занялся последовательным изменением основополагающих документов:

ГОСТ Р 1.2-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены (действующийвступил в действие 2015-01-01, заменил  ГОСТ Р 1.2-2004), установил правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем проверки, внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правил осуществления отмены действующих стандартов.

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности  (действующий, вступил в действие  2014-02-01), внес изменения в действовавший до этого ОК 034-2007 (КПЕС 2002)

2015 г -  
А. Абрамов (Росстандарт): Нельзя просто взять и ввести Европейский стандарт

Изменение политики в области стандартизации привело к необходимости принятия нового ФЗ №162 
 «О стандартизации в Российской Федерации», который был принят в июне 2015 года. Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации. Он формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.

В целях исключения дублирования (пересечения) областей применения ФЗ РФ №184 
«О техническом регулировании»  и ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» из сферы технического регулирования исключены вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а вопросы применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентовоставлены в предметной области Федерального закона «О техническом регулировании».

В общем виде, в новом законе установлены:

 
- организационные и правовые основы национальной системы стандартизации, урегулированы отношения, возникающие при разработке, принятии, внесении изменений, отмене и применении документов по стандартизации;
 
- определены основные понятия, цели и принципы стандартизации, сфера регулирования, основные направления государственной политики в сфере стандартизации, виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения;
 
- процедура создания технических комитетов по стандартизации, порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

К примеру, новый закон определяет ТУ (техусловия) - документом по стандартизации со всеми вытекающими последствиями для отношения рынка к этому документу  (Статья 21. Стандарты организаций и технические условия). Его составление и применение подчиняется определенным обязательным к исполнению требованияма экспертизу может  проводить в профильный технический комитет Росстандарта (Статья 11. Технические комитеты по стандартизации)

Ужесточает ответственность производителей за публичные заявления о соответствии их продукции национальным стандартам (Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации). Если какое-либо предприятие заявляет о том, что его продукция соответствует ГОСТу, то требования этого ГОСТа становятся для предприятия обязательными.

Появление закона о стандартизации было необходимостью, поскольку ФЗ № 184-ФЗ «О техрегулировании» нацеливал  систему стандартизации в основном на урегулирование технических регламентов, в то время как остальные области стандартизации оставались неурегулированными, к тому же  ФЗ «О техрегулировании» не может обслуживать и техрегулирование и стандартизацию, т.к.  содержит много исключений в
 п.4 Статьи 1. Сфера применения настоящего Федерального закона.

Безусловно, появление Закона вызвало необходимость очередных изменений:

ГОСТ 2.114-2016 Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Технические условия (действующий, вступил в действие 2017-04-01, заменил ГОСТ 2.114-95), определивший общие требования, правила и нормы (требования) к выполнению технических условий на изделия машиностроения и приборостроения всех отраслей промышленности, изготавливаемые и применяемые по конструкторской документации, выполняемой в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации. Данный стандарт может стать основой для разработки стандартов, учитывающих особенности выполнения технических условий на изделия различных видов техники с учетом их специфики. 

ГОСТ Р 51740-2016 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению
 (действующий, вступил в действие 2018-01-01, заменил ГОСТ Р 51740-2001), дополнивший новыми требованиями предыдущий ГОСТ Р 51740-2001, в частности:

Изменения ТУ

 
Не допускается разработка ТУ на продукцию с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями аналогичной группы продукции, установленными национальными или межгосударственными (региональными) стандартами вида технических условий.

Отличия между государственными, отраслевыми стандартами и ТУ.
 
Основным отличием ОСТ и ГОСТ является сфера их применения. Если государственные стандарты обязательны для всех сегментов рынка и для каждой компании-производителя, то отраслевые стандарты важны только для конкретной отрасли. Также разница заключается в органе, который разрабатывает тот или иной стандарт. Если ГОСТ находится под контролем  Росстандарта и Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, то за ОСТ отвечает ведомство или министерство, под ответственностью которого находится та или иная отрасль.

Отраслевые стандарты не заменяют собой ГОСТы в каких-то конкретных ситуациях. Они создаются в тех случаях, когда государственному стандарту требуется уточнение или, когда в какой-то конкретной отрасли нет чёткого указания по поводу той или иной ситуации. При разработке государственного стандарта не учитываются какие-то моменты, в то время как ОСТ требует полного соответствия ГОСТу. Ещё одним отличием является тот момент, что государственным стандартам должна соответствовать та продукция, которая должна пройти государственную сертификацию. Для тех же товаров, которые в сертификации не нуждаются, достаточно будет соответствие отраслевым стандартам.

Подобные отличия можно найти и между государственными стандартами и техническими условиями. По своим характеристикам, технические условия гораздо ближе к отраслевым стандартам, чем к ГОСТам. Ели раньше ТУ не всегда способствовали производству действительно качественной продукции, то новый закон о стандартизации существенно изменил данное положение - приравнивание ТУ к документу по стандартизации накладывает ряд обязательных к исполнению условий и требований, поэтому разработкой и регистрацией ТУ (экспертиза, согласование и прохождение ТК Росстандарта) отныне занимаются профессионалы (что, естественно, стоит денег).

2016 г. 
Станд-art Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов: Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров
 
2017г . «Национальный стандарт не должен закладывать ограничения», - считает руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов

14 мая 2018 создан Национальный институт стандартизации (НИС)


Цель реорганизации – внедрение более совершенной организационно-правовой системы для реализации государственной политики в области стандартизации. Это предполагает оптимизацию кооперационных связей и объединение действующих подведомственных организаций в единую структуру, которая будет адаптирована к условиям рыночной экономики. Такая структура должна быть мобильной в своевременном и эффективном решении оперативных и стратегических задач в области стандартизации. Сюда относятся, к примеру, вопросы стандартизации оборонной продукции, создания единого информационного пространства национальной системы стандартизации и другие.

Читайте также: "Про ГОСТы, ОСТы и ТУ. часть I"

 
07.11.2018


Источник: https://aftershock.news/?q=node/697049




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта