Дмитрий Курганов: Добровольный провал: Половина учителей математики не сдали тест Рособрнадзора (13.11.2018)

Рособрнадзор провел добровольное тестирование более чем 20 тысяч учителей практически со всей страны. Половина преподавателей математики не справились с предложенными заданиями, не намного лучше показали себя педагоги по некоторым другим дисциплинам.
Какое качество у среднего образования в России на сегодняшний день? Насколько профессионален педагогический состав в школах на территории страны, отвечает ли он хотя бы внутренним стандартам, не говоря уже о чем-то большем? Этими вопросами задаются большинство родителей, чьи дети уже учатся в школе либо пойдут в первый класс в ближайшее время.

За пределами топ-10

В указе президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлена задача попадания России в число десяти стран с самым лучшим общим образованием в мире. «Как, а мы разве не в заветной десятке?» — могут задаться вопросом удивленные читатели. Представьте себе — нет, причем довольно конкретное подтверждение этому мы узнали совсем недавно.

Кого и как тестировал Рособрнадзор

Накануне руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал об итогах масштабного тестирования учителей практически со всей страны. Увы, они довольно печальные, но об этом чуть позже.

Оговоримся сразу: данный этап затронул далеко не все предметы. Рособрнадзор в октябре 2018 года проверил знания учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории, обществознания, экономики, права, а также преподавателей предметов «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Тем не менее сама по себе выборка оказалась довольно масштабной, и по ней вполне можно делать какие-то выводы. Тестирование затронуло 22 тысячи педагогов из 67 регионов страны. Изначально в планах значились 45 регионов и 18 тысяч учителей. Отметим также, что участие в нем было добровольным.

Учителей проверяли не только на знание преподаваемого предмета, но и на навыки решения методических заданий, а также на умение оценивать работы подопечных. Уровень компетенций тестируемых определялся согласно единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), разработанным для Минобрнауки еще до его разделения весной 2018 года на два отдельных ведомства.

Результаты огорошили

Удивительно, но половина преподавателей математики и информатики не справились с работой, то же самое касается и дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предметы из области точных наук, знания в которых весьма конкретны, вызвали наибольшие затруднения у участников тестирования, что не может не настораживать. Конечно, педагогу учебник всегда в помощь, но может возникнуть вопрос, а все ли в порядке у них с логикой и умением делать выводы без дидактического материала под рукой.

Лучше обстоят дела со знаниями и профессиональными навыками у преподавателей русского языка и литературы, однако и среди них каждый четвертый получил неудовлетворительную оценку. Самые хорошие результаты показали учителя обществознания и права, а также родного языка и родной литературы.

Санкций не будет

Про данное тестирование стоит сказать одну важную вещь. Все итоговые оценки обезличены и никак не повлияют на судьбу педагогов. По словам Сергея Кравцова, все затевалось для того, чтобы получить реальную картину в российских школах, выработать понимание, в чем учителям нужна помощь, и как им повысить свою квалификацию.

Таким образом, отметается фактор стресса, который мог бы негативно повлиять на конечный результат. И ведь это те учителя, которые добровольно согласились на участие в проверке своих знаний. Им как минимум было интересно проверить свои профессиональные навыки. Рискнем предположить, что у тех, кто не изъявил желания пройти тестирование, результаты были бы еще хуже.

Недовольство профсоюза

Однако в профсоюзе «Учитель» советуют не торопиться с выводами. Не имея перед глазами самих заданий и не убедившись в их корректности, сложно сказать, о чем именно говорят полученные результаты, полагают там. Оргсекретарь организации Ольга Мирясова также отметила, что неправильно судить об умении преподавателя решать методические задачи на основе текстового формата теста. Для этого в школах существуют открытые уроки, на которых учитель демонстрирует то, как он работает с детьми, а не показывает, что он знает из терминов по психологии.

Любопытный тезис высказал в начале октября сопредседатель этого же профсоюза Всеволод Луховицкий. Именно тогда Рособрнадзор объявил об очередном этапе масштабного тестирования. По мнению Луховицкого, главная цель исследования — убедить общественность и власти страны в том, что в России плохие учителя, что среди них недостаточно профессионалов, и им не надо повышать заработную плату и облегчать условия труда.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» также обратил внимание на то, что будет потрачено немало государственных денег. «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес. Это желание всем командовать и плюс ко всему распилить очень неплохие деньги», — отмечал Луховицкий в интервью РБК. По его мнению, исследование само по себе абсолютно бессмысленное, поскольку заранее предполагает невозможность использовать его результаты.

Что дальше

Кстати, уже известно, что тестирования по большинству оставшихся предметов пройдут в 2019 году, а полностью охватить все дисциплины Рособрнадзор намерен к 2020 году. Среди них физика, химия, иностранные языки и даже физкультура с ОБЖ.

Озвученные Рособрнадзором результаты пока не опровергают заявления господина Луховицкого. Однако глава ведомства Сергей Кравцов просит сохранять спокойствие, мол, теперь есть пища для размышлений, вроде как появится понимание, как улучшить ситуацию. Хорошо еще времени аж до 2024 года. А как быть родителям и их детям-школьникам? Пока их педагоги «добровольно» заваливают тесты на профпригодность, знаний у их учеников явно не хватает. Посмотрим, что будет с тестированием по другим предметам в следующем году, а пока запасаемся терпением и садимся за учебники. Похоже, современных учителей придется контролировать тем, кого обучали преподаватели «старой закалки».
13.11.2018

Дмитрий Курганов
Источник: https://tsargrad.tv/articles/dobrovolnyj-proval-polovina-uchitelej-matematiki-ne-sdali-test-rosobrnadzora_168568




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта